Об итогах работы Арбитражного суда Саратовской области за 2005 год

1. Организационное обеспечение деятельности Арбитражного суда. 

Деятельность Арбитражного суда Саратовской области в 2005 году, как и в предыдущие годы, была направлена на решение таких основных задач как доступность правосудия и его эффективность.

Анализ статистических данных показывает, что в 2005 году в Арбитражный суд Саратовской области поступило 34056 исковых заявлений, против 25538 заявлений - в 2004 году, что составило их рост на 33%.

Всего в истекшем году разрешено 31132 дела, из которых:

  • 22466 дел - споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
  • 8151 дело - споры, возникающие из гражданских правоотношений;
  • 55 дел - споры об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • 24 дела - об оспаривании решений третейских судов.

Как показывает анализ, констатируется дальнейшее увеличение административных споров по сравнению с предшествующими годами. Так, количество этих споров с 7444 рассмотренных в 2003 году, в 2005 году составило 22466, то есть увеличение этих споров произошло более чем в три раза.

Подавляющая часть этих дел, как правило, удовлетворялась, так как по существу они носят бесспорный характер. Большинство предъявляемых исков указанных категорий составили требования налоговых органов, а также дела по заявлениям органов Пенсионного фонда о взыскании штрафов, страховых взносов, пени.

Внесенные изменения в существующее законодательство и введенные в действие с 1 января текущего года по нашему мнению позволят сократить количество так называемых бесспорных исков, тем самым, сосредоточив внимание суда на решение таких задач, как более тщательное рассмотрение сложных дел и вместе с тем соблюдение установленных процессуальных сроков.

Следует отметить также рост экономических споров и других дел, возникающих из гражданских правоотношений - на 35% с 6024 в 2004 году до 8151 в истекшем.

Основные категории споров, по которым рассмотрено наибольшее количество дел:

  • о неисполнении договоров поставки - 743;
  • о неисполнении договоров аренды - 691;
  • о неисполнении договоров подряда - 792;
  • о неисполнении договоров энергоснабжения - 1323;
  • о праве собственности - 1043;
  • связанные с применением налогового законодательства - 4826;
  • об административных правонарушениях - 1002;
  • о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей и санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания - 15991.

Увеличилось количество исковых заявлений:

  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам:
  • купли-продажи - 312;
  • энергоснабжения - 1323;
  • о праве собственности - 681 дела в 2004 году до 1043 в отчетном периоде;
  • об административных правонарушениях - с 832 до 1002;

Незначительно увеличилось количество дел, разрешенных в порядке упрощенного производства с 1487 до 1561. Возросло количество дел рассмотренных с участием прокуроров - 546.

Вместе с тем, по некоторым категориям споров количество поступивших исковых заявлений сократилось.

Так уменьшилось количество разрешенных дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам:

  • о признании договоров недействительными - с 93 до 55;
  • кредита - с 73 до 58;
  • споры о расчетах за продукцию, товары, услуги, вытекающие из внедоговорных обязательств - с 517 до 181;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или иных органов, должностных лиц - с 445 до 384.

На 14 меньше разрешено дел с участием акционеров по сравнению с прошлым годом. В основном это дела об оспаривании решений собраний акционеров по различным вопросам, а также споры о признании недействительными договоров купли-продажи акций.

Всего за истекший период поступило 713 заявлений о признании организаций и предприятий несостоятельными (банкротами) против 269 - в 2004 году. Завершено производство в отчетном периоде по 434 делам указанной категории, по 279 делам введена процедура наблюдения, по 5 - процедура внешнего управления, по 136 делам принято решение об открытии конкурсного производства.

Продолжалась целенаправленная работа по обеспечению доступности правосудия. В 2005 году в Арбитражный суд поступило 34056 исковых заявлений.

Из числа поступивших исковых заявлений:

  • оставлено без движения - 241;
  • возвращено - 570;
  • принято к производству - 33688.

Доступность правосудия обеспечивалась судом также путем представления сторонам при наличии к этому оснований отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины при обращении в суд.

За отчетный период рассмотрено 3614 ходатайств об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, по 3516 - принято решение об их удовлетворении. Кроме того, Арбитражным судом рассмотрено 21584 дела, по которым истец освобожден от уплаты государственной пошлины. В основном - это иски налоговых и других государственных органов. Тем не менее, сумма государственной пошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам, рассмотренным Арбитражным судом составила 19756 тысяч рублей и выдано исполнительных листов еще на взыскание 24171 тысяч рублей.

В 2005 году Арбитражным судом области рассмотрено 697 заявлений о принятии обеспечительных мер (в 2004 году - 811), из которых 518 удовлетворено. В 2004 году удовлетворено 599 заявлений. Из числа рассмотренных заявлений о принятии обеспечительных мер 4 - об обеспечении имущественных интересов (предварительные меры), из которых 2 удовлетворены.

За отчетный период судом рассмотрено заявления в связи совершением исполнительных действий:

  • о выдаче дубликата исполнительного листа - 17;
  • об отсрочке, рассрочке, изменений способа и порядка исполнения судебных актов - 81;
  • об отложении исполнительных действий - 6.

Вынесено 179 определений по вопросам приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства.

Выдано исполнительных листов - 23602 штук, возвращено исполненных исполнительных листов - 4036.

В 2005 году подавляющее большинство дел рассматривалось с соблюдением установленных законом сроков. Вместе с тем 1490 дел разрешено с нарушением срока. Основной причиной этого, как и прежде является высокая судебная нагрузка, которая оказывает определенное влияние и на качество выносимых судебных актов.

Между тем, как свидетельствует анализ статистических данных, качество судебной работы в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшилось.

В апелляционную инстанцию поступило 1802 жалобы на решения и определения суда первой инстанции, то есть обжаловано 5,8 процентов от числа рассмотренных судом дел.

Принято к рассмотрению 1724 апелляционные жалобы, что оставляет 95,6 процентов от числа поступивших жалоб.

Оставлено без движения 9 жалоб и возвращено 69 жалоб, что составляет 4,3 процента от числа поступивших жалоб.

Аналогичные показатели в 2004 году составили:

Принято к рассмотрению 96,2 процента от числа поступивших жалоб.

Оставлено без движения и возвращено 3,8 процента от числа поступивших жалоб.

Судом апелляционной инстанции отменено и изменено 343 судебных актов, принятых судом первой инстанции, что составляет 1,1 процента от числа рассмотренных дел по апелляционным жалобам.

В 2004 году апелляционной инстанцией было отменено и изменено 1,4 процента от числа решений суда первой инстанции.

Одним из важнейших средств повышения эффективности деятельности Арбитражного суда является обеспечение доступности правосудия, в том числе путем оперативного и качественного доведения соответствующей информации до заинтересованных лиц, что вытекает из ст. 48 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на получение квалифицированной юридической помощи в установленных законом случаях - бесплатно.

В Арбитражном суде области для этих целей создан стенд с размещением на нем полезной и регулярно обновляемой различного рода юридической информации, как-то: разъяснение порядка уплаты госпошлины, ее возврата, отсрочки и рассрочки, разъяснение порядка использования депозитного счета суда и указания его реквизитов, списки арбитражных заседателей, новое в законодательстве, порядок приема граждан руководством суда. Информация на таких стендах регулярно пополняется и обновляется с учетом актуальности проблем.

К числу еще нерешенных проблем по данному вопросу следует отнести приобретение сенсорного монитора, отражающего данные определенной программы, которая содержит всю указанную выше информацию по каждому судье на предстоящую неделю. Воспользоваться сенсорным монитором мог бы каждый желающий, без ограничения, а не только участник процесса.

Назрела необходимость иметь в Арбитражном суде области свой сайт в сети Интернет, на котором размещались бы решения суда, вступившие в законную силу по выбору председателя Арбитражного суда. Для решения указанных выше проблем необходимо соответствующее финансирование и выделение штата работников, которые занимались бы обслуживанием сенсорного монитора и сайта.

К числу важных проблем руководство суда относит и реализацию конституционных прав граждан на свободное получение информации, для чего необходимо взаимодействие со СМИ, однако пресс-служба в суде не создана. Необходимую информацию СМИ получают, как правило, от судьи, рассмотревшего конкретное дело либо от руководства суда.

Вместе с тем следует отметить участие председателя суда с председателями судов общей юрисдикции, военного трибунала в проводимых пресс-конференциях с участием представителей СМИ, на которых поднимаются вопросы доступности правосудия.

Важное место в работе Арбитражного суда занимает планирование работы и контроль за исполнением плана работы. Планы работы Арбитражного суда на первое и второе полугодия 2005 года были направлены на совершенствование и дальнейшее повышение судебной деятельности. Запланированные мероприятия 2005 года выполнены.

В 2005 году в Арбитражный суд Саратовской области поступило 95 жалоб и обращений по различным вопросам судебной деятельности, из них:

  • о не высылке копий судебных актов - 4;
  • о несвоевременной высылке копий судебных актов - 7;
  • о несогласии с вынесенным судебным решением - 13;
  • о нарушении процессуальных сроков - 22;
  • о нарушении требований АПК РФ - 14;
  • о бездействии судей - 2.

На ряду с изложенным в Арбитражный суд поступило 24 жалобы на действия арбитражных (конкурсных) управляющих.

Кроме этого по поручению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации были проверены в истекшем году 9 жалоб. Все поступившие жалобы, заявления и обращения были рассмотрены и заявителям были даны исчерпывающие письменные ответы. По ряду жалоб поступившим из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и взятых им на контроль была представлена соответствующая информация о результатах проверки.

В 2005 году в связи с допущенными процессуальными нарушениями главы 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было внесено представление в квалификационную коллегию судей Саратовской области о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи Арбитражного суда Саратовской области Халеевой Н.И.

Постановлением квалификационной коллегии судей от 25.11.2005г. ей объявлено предупреждение. О выше указанном факте было незамедлительно сообщено в Организационно - Контрольное Управление и Управление Кадров и Государственной Службы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 

3.Информационное обеспечение и связь.

3.1. На конец отчетного периода на балансе Арбитражного суда Саратовской области находится 118 персональных компьютеров.

Год ввода в эксплуатацию

Количество

1994г

1 шт.

1997г

17 шт.

1999г

2 шт.

2000г

7 шт.

2001г

18 шт.

2002г

37 шт.

2003г

9 шт.

2004г

4 шт.

2005г

23 шт.

3.2. В работе суда задействованы 107 персональных компьютеров (остальные ремонту и модернизации не подлежат)

3.3. На балансе суда находится 2 сервера:

Оборудование и выполняемые функции

Год ввода в эксплуатацию

HP LH 3000 Используется как файл сервер

2002

Proliant DL 380 G4 Используется как файл сервер

2005

3.4. В работе суда задействованы 2 сервера

3.5. Локально-вычислительная сеть, телекоммуникационное оборудование:

  • В настоящее время в суде установлена офисная мини АТС LG GDK 100.
    Количество внешних телефонных линий - 28
    Количество внутренних номеров - 60
  • К локальной вычислительной сети подключено 97 персональных компьютеров и 2 файл сервера.
  • В связи с переездом в 2006 году возникнет необходимость расширения существующей ЛВС. Количество новых точек подключения и объемы необходимых денежных средств в настоящий момент не известны.

3.6. Выход в сеть Интернет осуществляется через модем через коммутируемую линию.

Абонентская плата составляет 2655 руб. в месяц (предоставляется ежемесячный трафик в 500 Мб) 

3.7. Для информации лиц, участвующих в деле и иных заинтересованных лиц о времени и месте проведения судебного заседания по конкретным делам на двери у каждого кабинета судьи вывешиваются информационные листы с указанием фамилии судьи, номера кабинета или зала судебного заседания, номера дела, наименования сторон, категории спора и времени рассмотрения дела.

Единой базы данных о назначенных к рассмотрению дел в арбитражном суде области не имеется.

В целях облегчения работы канцелярии Арбитражного суда, неотвлечения ее работников на представление различного рода справок сторонам, участвующим в деле, по нашему мнению, необходимо приобретение сенсорного монитора, отражающего данные определенной программы, которая содержит всю указанную выше информацию по каждому судье на предстоящую неделю.

Крайне необходимо иметь в Арбитражном суде свой сайт в Интернете. Для решения указанных выше проблем нужно соответствующее финансирование и выделение штата работников, которые занимались бы обслуживанием сенсорного монитора и сайта.

Для обеспечения мер безопасности судей и работников аппарата Арбитражного суда Саратовской области пропускной режим в Арбитражном суде обеспечивается службой судебных приставов в соответствии с действующей инструкцией, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации. В соответствии с этой инструкцией служба судебных приставов допускает всех желающих по определениям Арбитражного суда, документам, удостоверяющим личность, по устным распоряжениям руководителей и судей.

Поскольку в настоящее время арбитражный суд области располагается в двух зданиях, в одном из которых работает часть судей экономических и управленческих, а в другом здании - апелляционная инстанция, состав судей по банкротству, а также часть судей, кабинеты которых отремонтировали, вызывает определенные трудности в плане размещения специалистов, секретарей и помощников судей. Отсутствие достаточного количества залов судебного заседания является причиной рассмотрения дел судьями в служебных кабинетах, что не способствует открытости судопроизводства.

В здании, находящимся по адресу: г.Саратов, Бабушкин взвоз,1 на первом этаже будет установлено ранее приобретенное пропускное устройство (металлоискатель).

Для возможности проведения открытого судебного разбирательства, прежде всего, необходимо усовершенствование здания Арбитражного суда: необходимо иметь не менее 3-4 залов судебных заседаний, что в настоящее время и делается. При желании присутствовать в судебных заседаний по любому делу, кроме секретных дел, представителям СМИ Арбитражный суд предоставляет возможность осуществлять аудио-, видеозапись, производить телевизионную съемку процесса в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

К вышеизложенному сообщаю, что 02.12.2005 г. состоялось заседание Совета судей Саратовской области на котором обсуждена информация по обеспечению принципов публичности, гласности при осуществлении правосудия.

По результатам рассмотрения было принято постановление судей Саратовской области, которым поставлено считать первоочередными задачами судейского корпуса:

  • неукоснительное соблюдение принципов открытости и гласности при отправлении правосудия, а также процессуальных норм, гарантирующих соблюдение этих принципов;
  • постоянное взаимодействие со средствами массовой информации и освещение в СМИ вопросов деятельности судов и судей в целях правового просвещения граждан, создания условий для эффективного использования гражданами и юридическими лицами норм материального и процессуального права при защите своих прав, свобод и законных интересов; повышения процессуальной активности участников судопроизводства и культуры проведения судебных заседаний; повешение прозрачности деятельности судебной системы Саратовской области; укрепления доверия общества к судебной власти; формирования уважительного отношения к закону и суду.

3.8. В 2003 году Высшим Арбитражным Судом был централизованно поставлен программный продукт «Парус», который в настоящий момент и используется. Проблемы, возникающие в процессе эксплуатации, разрешаются на месте при помощи регионального представительства. В настоящее время системы «Судопроизводство» и «Делопроизводство» в суде не используются. При внедрении данных систем необходимо рассчитывать на 80 пользователей.

4. Совершенствование законодательства.

В целях более активного внедрения механизма упрощенного производства порядка разрешения споров и увеличения количества дел, рассматриваемых в таком порядке, предлагается статью 227АПК РФ дополнить пунктами 5 и 6, изложив ее в следующей редакции:

Статья 227. Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела:

  • об имущественных требованиях, основанных на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ;
  • по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих имущественные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются;
  • по искам юридических лиц на сумму до двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, по искам индивидуальных предпринимателей на сумму до двадцати установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
  • по другим требованиям при наличии условий, предусмотренных статьей 226 настоящего Кодекса;
  • по требованиям государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании обязательных платежей с лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основанным на представленных заинтересованным лицом документах, подтверждающих его обязательства по уплате обязательных платежей (независимо от размера этих платежей);
  • по требованиям государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании штрафных санкций в случае истечения срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ при отсутствии спора между участниками процесса.

По делам об административных правонарушениях

1. По делам об административных правонарушениях АПК РФ установлены сокращенные сроки их рассмотрения. Так, в соответствии с ч.1 ст. 205 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются с судебном заседании в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. В соответствии с ч.1 ст. 210 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству.

Как показала практика рассмотрения таких дел, соблюдение указанных сроков затруднительно в связи с тем, что извещение лиц, участвующих в деле, осуществляется путем направления определений в адрес получателя заказной почтой с уведомлением. При назначении дела в 10-ти и 15-ти дневные сроки почтовые уведомления ко дню рассмотрения дела в суде не возвращаются. При неявке лиц, участвующих в деле и отсутствии доказательств их извещения, суды вынуждены откладывать судебное разбирательство и назначить новую дату рассмотрения дел.

Извещение иным способом, в том числе и разрешение вопроса о приводе лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, положительных результатов не дало.

Так, судами вышестоящих инстанций, отменяются судебные акты с мотивировкой «рассмотрение дела без надлежащего извещения стороны», не смотря на то, что ст. 122 АПК РФ предусматривает и иные способы направления копий судебных актов адресатам. Однако, на практике не получило распространение извещение сторон путем направления судебного акта факсимильной связью или электронной почтой, передачи телефонограмм либо посредством иных средств связи.

Кроме того, сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, зачастую неправильно трактуются лицами, участвующими в деле. Лица, привлекаемые к административной ответственности, указывают на нарушение судами требований ч. 1 ст. 121 АПК РФ, полагая, что о рассмотрении дела они должны быть извещены не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания.

Таким образом, по делам об административных правонарушениях необходимо рассмотреть вопрос об упрощении процедуры их рассмотрения.

2. Необходимо привести в соответствие практику рассмотрения дел об административных правонарушениях как должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, так и судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Суды общей юрисдикции при рассмотрении дел такой категории руководствуются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, арбитражные суды - нормами АПК РФ и КоАП РФ. Нормами КоАП РФ руководствуются при рассмотрении дел и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Несмотря на то, что ч.4 ст.206, ч.5 ст.211 АПК РФ предусматривают лишь обжалование решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, в апелляционную инстанцию арбитражного суда, сложившаяся практика свидетельствует о том, что жалобы подаются на судебные акты, вступившие в законную силу, принимаются кассационной инстанцией и рассматриваются по существу. Такой порядок обжалования решений по делам об административных правонарушениях нормами КоАП РФ не предусмотрен.

3. Несмотря на сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях в суде первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций рассматривают данную категорию дел по общим правилам в месячный срок, что сводит к нулю цель судопроизводства.

Так, дело должно быть рассмотрено судом первой инстанции в 10-ти либо в 15-тидневный срок, апелляционная жалоба подается в 10-тидневный срок, дело в апелляционной инстанции рассматривается в месячный срок, кассационная жалоба подается в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу, кассационной инстанцией дело рассматривается в месячный срок. На практике указанные сроки не всегда в силу объективных причин соблюдаются. Обобщив дела данной категории видно, что такие дела могут рассматриваться судом 5 месяцев. А срок привлечения к административной ответственности в большинстве случаев ограничен двумя месяцами.

Таким образом, заложенные в ст. 206, 211 АПК РФ положения, по мнению судей, должны строго соблюдаться, что находится в соответствии с нормами КоАП РФ и приведет к их исполнению.

В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о сроках рассмотрения такой категории дел в суде апелляционной инстанции. Указать кассационным инстанциям на недопустимость рассмотрения дел об административных правонарушениях в порядке кассационного обжалования.

Категории споров, по которым возможно упрощение процедуры из рассмотрения:

будет эффективным предусмотреть в Арбитражном процессуальном кодексе РФ возможность самому судье на стадии принятия заявления (иска) к производству определять необходимость проведения той или иной стадии арбитражного процесса исходя из сути спора, представленных материалов, сроков рассмотрения той или иной категории дел.

Так, Высшим Арбитражным Судом РФ была неоднократно высказана позиция о возможности не проведения предварительного судебного заседания по делам о привлечении к административной ответственности (Постановление Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004г., Информационное письмо ВАС РФ № 82 от 13.08.2004г.)

По спорам, предусматривающим сокращенный срок рассмотрения, думается, будет уместна аналогичная норма упрощения процедуры рассмотрения. Так согласно ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления в арбитражный суд заявления.

Таким образом, внесение в Арбитражный процессуальный кодекс РФ нормы о возможности судьи на стадии принятии заявления (иска) к производству определять необходимость проведения предварительного судебного заседания, а по делам об административных правонарушениях (глава 25 АПК РФ) нормы исключающей проведение предварительного судебного заседания, приведет к уменьшению сроков рассмотрения споров, а также к уменьшению количества дел, рассмотренных с нарушением сроков.

Кроме того, в названном разделе хотелось бы затронуть проблему, которая возникла с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002г., которая приводит к необоснованному затягиванию разрешения спора - отсутствие в Арбитражном процессуальном кодексе процессуальной нормы о возможности отказа в принятии искового заявления.

Согласно ст. 127 АПК РФ судья обязан принять к производству исковое заявление, если заявителем формально соблюдены требования, предъявляемые кодексом к его форме и содержанию, даже в том случае, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кроме того, если заявление подано с несоблюдением норм ст. 125 и 126 АПК РФ судья обязан оставить заявление без движения и указать срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, при этом итог рассмотрения спора известен суду уже в момент принятии иска - прекращение производства по делу.

Приняв заявление к производству, судья обязан соблюсти все предусмотренные кодексом процедуры подготовки дела к судебному разбирательству: собеседование, предварительное судебное заседание, и только перейдя к судебному разбирательству суд вправе прекратить производство по делу.

Отсутствие института отказа в принятии заявления также приводит к затягиванию арбитражного процесса и необоснованному увеличению количества дел.

Практика суда по рассмотрению дел, вытекающих из гражданских правоотношений и рассматриваемых в порядке искового производства, в случае необходимости предварительного признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц для последующего решения по первоначальному требованию складывается следующим образом: при заявлении в одном исковом заявлении требований как о признании ненормативного акта недействительным, так и гражданско-правового спора, суд при принятии заявления к производству предлагает сторонам разделить заявленные требования, поскольку порядок рассмотрения исковых требований и требований о признании акта различен, регулируется различными главами АПК. И, как правило, при разъединении заявленных требований, дело по требованию гражданско-правового характера приостанавливается до рассмотрения спора, возникшего из административного и иного публичного правоотношения. 

5. Обобщение судебной практики. 

Особых проблем, возникающих у суда при рассмотрении споров, связанных: с применением аккредитивной формы расчетов, с применением земельного законодательства, федерального закона от 26.03.03г. № 35 - ФЗ «Об электроэнергетике», защитой права на товарный знак у Арбитражного суда области в отчетном периоде не возникало. Так дела связанные с защитой интеллектуальной собственности (товарные знаки) в 2005 году не рассматривались за отсутствием таковых.

В ходе рассмотрения споров, связанных с заключением и исполнением договоров на поставку (передачу) электроэнергии возникают проблемы, связанные с тем, что поставщики электроэнергии включают в текст договора требования, противоречащие статьям Гражданского кодекса Российской Федерации. Это такие пункты, касающиеся оплаты электроэнергии, а также оснований для прекращения ее подачи (отключение электроэнергии).

Также в связи с незначительным количеством рассмотренных споров вытекающих из требований ст.ст. 169, 170, 173, 174, 178, 179, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда не возникало проблем и при рассмотрении дел указанной категории.

В Арбитражном суде структурного подразделения, занимающегося анализом и обобщением судебной практики, не имеется.

Обобщением судебной практики занимаются арбитражные судьи в судебных составах.

Однако, в связи с резким увеличением количества поступающих исковых заявлений, судьи не располагают достаточным временем для выполнения указанной работы. 

6. Рассмотрение дел с участием иностранных лиц и применением норм международного права. 

В 2005 году Арбитражным судом Саратовской области были рассмотрены следующие исковые заявления - ООО «Агротерра-Импекс» (республика Молдова) о взыскании с ООО «Кристал-С» (г.Саратов) 3005273 руб. 45 коп., исковое заявление ООО «Агротерра-Импекс» (республика Молдова) о взыскании с ООО «Компания МСК» (г.Саратов) 72157 руб. 08 коп., исковое заявление ООО «Фирма «Акватория-Порт» (республика Украина) к МУП «Ртищевское агропромышленное объединение» (г.Ртищево Саратовской области).

При рассмотрении выше указанных дел обеспечительные меры в том числе предварительные обеспечительные меры судом не применялись.

Нормы международного права при рассмотрении данных исковых заявлений применены не были.

Исковые заявления иностранных судов и иностранных арбитражных судов об исполнении решений на условиях взаимности в Арбитражный суд Саратовской области не поступали.

Нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года при разрешении вышеуказанных споров применены не были.

8. Финансово-экономические вопросы. 

8.1 Стоимость проезда по маршруту: г.Саратов- г.Москва

  • проезд (купе) - 1200 руб.
  • поезд (СВ) - 3200 руб.
  • самолет - 4100 руб.

9. Работа с кадрами 

9.1. Численность судей, помощников судей и секретарей судебных заседаний по состоянию на 31 декабря 2005 года:

Судьи:

  • Штатная численность - 50 чел.;
  • Фактическая численность - 45 чел.;
  • Вакансии - 5 чел. 

Помощники судей:

  • Штатная численность - 45 чел.
  • Фактическая численность - 43 чел. (вакансий - 2) 

Секретари судебных заседаний:

  • Штатная численность - 22 чел.
  • Фактическая численность - 14 чел.(вакансий - 8) 

Специалисты:

  • Штатная численность - 32 чел. (из них специалистов 1 категории - 16, ведущих специалистов - 9, главных специалиста - 2, управляющих делами - 1, начальники отделов - 3, завхоз - 1);
  • Фактическая численность - 36 чел. (из них 2 в отпуске по беременности и родам, 2 - в отпуске по уходу за ребенком)

Администратор - 1 (вакансия). 

Итого численность работников аппарата (госслужащих):

Штатная численность - 100 чел.

Фактическая численность - 94 чел. 

9.2. Списки судей, которые намереваются уйти в отставку в 2007 году:

  • Абаев В.С. - июль 2007 года. 
  • получит право на ежемесячное пожизненное содержание судья Провоторова Таисия Васильевна 

9.3. Список судей и работников аппарата суда, прошедших повышение квалификации непосредственно на базе суда или филиалов Российской академии правосудия: 

  • Абаев В.С. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ «Практика рассмотрения споров, связанных с защитой права собственности»
  • Александрова Л.Б. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ
  • Агибалова Г.И. - судья, РАГС при Президенте РФ
  • Алькова В.А. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ
  • Балашов Ю.И. - судья, 2002г. РАГС при Президенте РФ
  • Викленко Т.И. - судья, 2003г. РАГС при Президенте РФ
  • Калинина А.В. - судья, 2003г. РАГС при Президенте РФ
  • Кузьмичев С.А. - судья, 2002г. РАГС при Президенте РФ
  • Конарева Л.В. - судья, 2003г. РАГС при Президенте РФ
  • Коломейцев П.И. - судья, 2002г. РАГС при Президенте РФ
  • Лескина Т.А. - судья, 2005г. РАГС при Президенте РФ
  • Малаева Р.А. - судья, 2003г. РАГС при Президенте РФ
  • Медникова М.Е. - судья, 2005г. РАГС при Президенте РФ
  • Павлова Н.В. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ
  • Пермякова И.В. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ
  • Плетнева Н.М. - судья, 2005г. РАГС при Президенте РФ
  • Чирков О.Г. - судья, 2003г. РАГС при Президенте РФ
  • Телегина Т.Н. - судья, 2004г. РАГС при Президенте РФ 

9.4. Список судей, не проходивших повышение квалификации с 2002г. по 2005 годы на 2-недельных учебных потока в РАГСе (с указание судебной коллегии, в которой они работают);

  • Азаровский А.Г. - коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений;
  • Андрющенко О.А. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданский правоотношений;
  • Агибалова Г.И. - апелляционная инстанция;
  • Вулах Г.М. - по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • Гвоздкова В.П. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • ДокунинА.А. - по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • Егорова Т.Н. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Никитин А.Ю. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Потапова Н.А. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Провоторова Т.В. - апелляционная инстанция;
  • Халеева Н.И. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Веряскина С.Г. - по рассмотрению споров, возникающих их административных правоотношений;
  • Христофорова Н.В. - апелляционная инстанция;
  • Храмова Е.В. - по рассмотрению споров возникающих их административных правоотношений;

судьи назначенные на 3-летний срок не проходившие повышение квалификации:

  • Акимова М.А. - по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • Землянникова В.В. - по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • Комнатная Ю.А. - по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;
  • Мещерякова И.В. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Никульникова О.В. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Павлова С.А. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Сидорова Ю.И. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Степура С.М. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • Шкунова Е.В. - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. 

9.5. В целях планового повышения квалификации в Арбитражном суде Саратовской области составляются списки судей и работников аппарата.

9.6. С учетом удобства проезда для обучения работников аппарата предлагаются города: Нижний Новгород и Казань.

9.7. Судей, полномочия которых прекращены в 2005 году, нет. 

В связи с увеличением количества дел, рассматриваемых арбитражным судом Саратовской области значительно возрос объем работы специалистов. В результате машинистки суда кроме выполнения машинописных работ, выполняют обязанности специалистов: проверяют оплату государственной пошлины и наличие документов, указанных в приложении к исковому заявлению и апелляционной жалобе, других писем и заявлений по делу, передают их судье; составляют списки дел, рассматриваемых судьей; заводят контрольный лист движения дела и статистическую карточку; формируют и подшивают дело; проводят организационную подготовку перед началом заседания; составляют справки на возврат государственной пошлины; печатают процессуальные документы, подписывают у судьи и высылают адресату; проводят отправку почты с ведением реестра; печатают сопроводительные письма; оформляют дела к сдачи в архив.

При временном отсутствии специалистов (в связи с болезнью, предоставлением ежегодных, ученических отпусков) наряду с выполнением своей основной работы машинистки выполняют обязанности временно отсутствующих специалистов полностью.

Несмотря на большую нагрузку, машинисткам 1 категории установлен должностной оклад 1129 рублей, машинисткам 2 категории - 930 рублей.

Указам Президента Российской Федерации в 2005 году в арбитражный суд Саратовской области назначено 9 новых судей, что предполагает дальнейшее увеличение объема работ машинисток.

В связи с расширением штата работников суда, значительно увеличился объем работы ст. инспектора отдела кадров (оформление приказов по арбитражному суду, ведение личных дел и трудовых книжек, пересмотр размере надбавки за выслугу лет, организация проведения аттестации, ведение воинского учета, оформление листов нетрудоспособности и другая работа). Несмотря на это, должностной оклад ст. инспектора отдела кадров составляет 1461 рубль.

В 2005 году арбитражный суд Саратовской области переехал в другое здание на большие площади. В связи с этим увеличился объем работы заведующего хозяйственной частью, оклад которого составляет 1129 рублей.

В 2005 году увеличился объем работы у заведующей экспедицией (в 2004 году было обработано и направлено 189040 писем, за 10 месяцев 2005 года - 209652 писем).

В связи с увеличением срока хранения дел, повысились требования по обработке сданных в архив дел. Однако, архивариус и заведующая экспедицией являются мало оплачиваемые должности. Их должностной оклад составляет 1129 рублей.

За последние два года увеличился поток устной и письменной информации, которую выдает арбитражный суд. Для более своевременной и качественной информации суду необходима информационная служба.

С учетом изложенного, руководство арбитражного суда Саратовской области просит Вас рассмотреть вопрос о возможности перевода машинисток, ст. инспектора кадров, заведующего хозяйственной частью, архивариуса и заведующего экспедицией на должности специалистов. Рассмотреть вопрос о выделении вакансий для создания информационной службы. Указанные изменения позволили бы повысить эффективность сотрудников арбитражного суда в более эффективном и качественном решении производственных задач.

Все рабочие места судей, помощников и специалистов оборудованы офисной техникой (компьютеры, принтеры, копировальные аппараты, сканеры), которая постоянно требует квалифицированного обслуживания.

В настоящее время в суде установлено следующее количество офисной техники:

  • Компьютеры - 125 шт. (124 рабочие станции + 1 сервер)
  • Принтеры - 93 шт.
  • Сканеры - 21 шт.
  • Копировальные аппараты - 6 шт.
  • Оборудование для коммуникаций ЛВС

Одновременно с этим в штате арбитражного суда Саратовской области отсутствует должность специалиста по обслуживанию офисной техники, а в г. Саратове нет организаций работающих по безналичному расчету, деятельность которых основана на обслуживании техники, отладке программного обеспечения для рабочих станций.

В целях улучшения эффективности подготовки дел к рассмотрению, проведению арбитражного процесса и последующих действий по движению дел и документов, прошу Вас рассмотреть возможность выделить штатные единицы на должность специалистов отдела информатизации.

Кроме того, суду необходима штатная единица обслуживающего персонала на копировальную технику.

Информируя Вас о изложенном прошу помочь в решении этих проблем суда и выделить следующие штатные единицы специалистов в 2006 году:

  • Начальник отдела информации - 1 ед.
  • Специалист по обслуживанию офисной техники - 2 ед.
  • Специалист по работе с копировальной техникой - 1 ед.

Считаю необходимым пересмотреть штатное расписание арбитражного суда Саратовской области в части работы машинописного бюро. В настоящее время основную нагрузку, в том числе и по изготовлению и направлению сторонам процессуальных документов возложена на секретарей судебных заседаний и специалистов суда. В связи с этим работники машбюро фактически исполняют обязанности специалистов.

Прошу рассмотреть возможность в пределах лимитов выделенных денежных средств о выделении дополнительных единиц специалистов на перечисленные должности и решение вопроса о сокращении машинописного бюро. 

11. Капитальное строительство.

11.1 Суд занимает часть 15-ти этажного административного здания. Общая площадь занимаемых помещений - 2843,55 кв.м.. Имеется всего один зал для судебных заседаний площадью 54 кв.м.. Заседания проводятся в кабинетах судей. Для нормального размещения необходимо 7500 кв.метров.

11.2 В занимаемых помещениях в 2005 году проводился текущий ремонт и перепланировка кабинетов. На ремонт израсходовано 11.5 млн. руб. Ведутся переговоры о передаче арбитражному суду дополнительных площадей. Помещения Арбитражного суда не оборудованы системами обеспечения пожарной и охранной безопасности.

11.3 Необходимо в 2006 году выделение средств на текущий ремонт помещений 10 млн.руб. Средства будут израсходованы на перепланировку помещений, замену системы отопления и водоснабжения, приведение системы энергоснабжения в соответствии с требуемыми нормами.

11.4 В настоящее время в очереди на получение квартиры - 1 человек - судья Викленко Т.И. Фактически в 2005 году не было заключено договоров на приобретение жилья для судей и работников аппарата суда. 

Председатель

Арбитражного суда

Саратовской области А.Ю. Баранов

Также в разделе: