Судебное правоприменение запретов и ограничений по Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Судебное правоприменение запретов и ограничений по Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 Судебная практика.  (23.04.2012 г.)
 
Закон о защите конкуренции устанавливает ряд запретов и ограничений на недобросовестную конкуренцию: запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением - часть 1 статья 10; запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов - часть 1 статья 11; запрет на недобросовестную конкуренцию - части 1 и 2 статья 14.
Вместе с тем Закон о защите конкуренции учел и особое правовое положение иных субъектов в сфере защиты конкуренции: государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для которых также установил запреты и ограничения с целью снизить негативное влияние на конкурентную среду со стороны данных органов.
Так, запреты и ограничения для органов власти, муниципальных образований и иных органов установлены:
- частями 1–3 статьи 15 — запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) названных органов;
- статьей 16 — запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, иных ветвей власти, иных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
- статьей 17 — запреты при проведении торгов, в частности, не допускается координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах и т.д.;
- статьей 19 — запрет на использование государственных и муниципальных преференций.
 
Названные правовые нормы позволяют сделать вывод, что Закон о защите конкуренции устанавливает виды противоправного поведения и пути их устранения как для определенного хозяйствующего субъекта (или группы лиц), так и для органов власти различного уровня. Следовательно, для правильного разрешения судебных конфликтов в сфере конкуренции необходимо уже с самого начала верно установить субъект регулируемых отношений.
Следует помнить, что при регулировании правоотношений ст.ст. 10, 11 и 14 Закона о защите конкуренции субъектом, вступающим в конкурентные отношения, может быть только «хозяйствующий субъект» в экономическом смысле данного термина.
Государственные заказчики при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг «хозяйствующими субъектами» в смысле, придаваемом Законом о защите конкуренции, не являются, в связи с чем на них не распространяются положения названных правовых норм. К данному выводу пришел арбитражный суд в одном из судебных дел (№ А57-3933/09).
В свете вышеизложенного хотелось бы более подробно остановиться на наиболее показательных судебных прецедентах по запретам, установленным Законом о защите конкуренции на различных товарных рынках.

Рынок электрической энергии

Сфера банковских услуг

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами

Рынок оптовой реализации хлебобулочных изделий

Введение в гражданский оборот средств индивидуализации товара

Сервис временно не доступен